Версия для слабовидящих

Просто такая работа

10 октября 2007

Погода, преподнесенная волею судьбы в назначенный срок, со всеми своими неприятными осенними атрибутами, оставляла желать лучшего. Холодный ветер, а ближе к вечеру еще и дождь, легкий шторм на обских и васюганских просторах… Настроения все это не поднимало, выходить «на воздух» из теплого катера не сподвигало, а, главное, сеяло смутные сомнения в целесообразности поездки в общем, и наличии конкретных результатов от нее в частности… Проще говоря, все участники рейда обеспокоились: как бы запланированное серьезное мероприятие не обернулось примитивной загородной прогулкой. Однако, этот мрачный сентябрьский день, как позже выяснилось, не задался еще для нескольких наших земляков, явно в недобрый час отправившихся на реку, да еще и без документов. Но это уж, сообщу, забегая вперед, исключительно по их собственной вине…

Приоритетной зоной внимания был выбран Васюган, вернее, жители расположенных на его берегах поселков, которые, в идеале, как и все законопослушные судовладельцы, должны были своевременно, согласно Приказам министра МЧС России зарегистрировать свои лодки с моторами, получить либо подтвердить права на вождение и запастись спасательными жилетами.

Как пояснил старший госинспектор Сергей Васильевич Журов, возглавляющий Северное инспекторское отделение Центр ГИМС МЧС России по Томской области, объявления в газете о необходимости «легализоваться» и возможности уладить все «формальности» непосредственно по месту жительства, не выезжая в райцентр, жители практически всех поселков попросту проигнорировали. Получилось так, что в том же, к примеру, Староюгино проявили «сознательность» от силы человек десять, а в Новоюгино, где С.В.Журов работал целый день, к нему не подошел никто, хотя объявление о приеме граждан было. Вот и судите сами. Практически каждая лодка, урчащая мотором в этом районе, являлась бы, появись она в поле зрения инспектора, «нарушителем» Закона, равно, как и ее водитель. И сельчане вряд ли заблуждаются на этот счет. Досадно, конечно, благополучно проездив без документов всю весну и все лето, «под занавес» нарваться на инспекторов. Дело в том, что требования к владельцам маломерных судов относительно элементарных, установленных Законом правил, отнюдь не являются неким бюрократическим нововведением. Другое дело, каким образом у нас до недавних пор требовалось их соблюдение. По крайней мере, расслабился народ…

А вот и лодка. Тормозим транспортное средство взмахом руки. Плавный контрольный круг на малой скорости – на борту номера отсутствуют: явное нарушение. На вежливое требование предъявить документы следует не менее «спокойное»: «А чё такое?». Затем, после констатации факта отсутствия на «пойманном» борту регистрации (о спасательных жилетах и речи нет) и оповещения, что будет оформлен протокол, наступает время эмоций. К счастью, не очень бурных. А то бывает, и расправой скорой грозят, и веслами машут, и матом ругаются… И лица, да простят меня земляки, у них такие просветленные, а негодование такое искреннее, что лично моя рука ни за что не потянулась бы за бланком протокола, чтобы штраф выписать. Кстати, не такой уж маленький. На реке «контрольный» минимум – это 300 рублей за отсутствие спасательных жилетов. 500 – минимальное наказание за то, что «не успел пройти регистрацию» или просто пожалел на это дело 250 рублей, и 1000 – за «оставленные дома» права на вождение маломерных судов. Кстати, деньги эти уходят вовсе не на премию инспектору, а поступают на счет того сельского поселения, где проживает нарушитель. Так что, глядишь, на ваши «штрафные» для вас же потом работники культуры какое-нибудь народное гуляние устроят…

Итого, шесть протоколов за вечер. «И охота вам в такую погоду мотаться по реке?» - недоумевают одни. «Делать вам нечего, бездельники! Шли бы работать, чем людей занятых от дела отрывать… » - пышут «праведным гневом» другие. «Просто служба у меня такая, - объясняет Сергей Васильевич, - в свое время я отработал на производстве 36 лет. Теперь задачи передо мной стоят другие. Хотелось бы, чтобы все, у кого есть лодка, поняли, что регистрировать ее и получать права нужно обязательно. Причем, своевременно, и тогда незачем будет ругаться. За весь рейд встретился лишь один человек, у которого все документы были в порядке. И жилет спасательный имелся. В Каргаске это уже поняли, а вот в поселках по Тыму и верхнему течению Васюгана лодки регистрацией практически не охвачены. Эти направления – основной фронт работы для нас на следующий сезон. Хотя и в этом будут еще рейды… »

Жить у реки и не иметь в своем хозяйстве лодку с мотором, конечно, можно. Однако не представляется разумным. Спросите у любого судовладельца, особенно на периферии, отрезанной от «большой земли» водными просторами, и в два счета вам приведут массу доводов относительно того, насколько наличие плавсредства облегчает жизнь. Причем, не просто облегчает, а зачастую дает возможность прокормить семью. Потому совершенно не удивительно, что маломерных судов, находящихся во владении у жителей нашего района, почти столько же, сколько единиц автотранспорта. Зарегистрировано у нас две тысячи лодок. Больше – только в Томске. Так у нас, заметьте, в поселках пока зарегистрированы лишь единицы…

Служба контроля за маломерными судами существовала всегда. У многих еще хранятся «документы на лодку» - регистрация и техосмотр, выданные службами, находившимися в подчинении у Министерства природных ресурсов. С тех славных добрых времен. С переходом пару лет назад Инспекции по маломерным судам в систему МЧС России у, казалось бы, простой с налетом некой романтичности службы появились новые задачи, новые полномочия и соответственно к ней стали предъявляться новые повышенные требования. В функции ГИМС теперь входят, помимо регистрации и технического освидетельствования судов, еще и прием экзаменов на получение права управления маломерными судами, техническое освидетельствование баз стоянок малых судов, пляжей, контроль за несанкционированными местами отдыха, спасение на воде, ледовые переправы и т.д. Так что погоня по реке за нарушителями Порядка и составление протоколов – не самое главное для ГИМС МЧС. Других дел хватает: зимой – одних, летом – других.

Если, к примеру, официальные пляжи, ввиду их отсутствия и малой вероятности появления в будущем, забот инспекторскому отделению не доставляют, то есть другие проблемы. Ведь на воде гибнут люди. И много, особенно в этом году, из-за «большой воды». 11 человек утонули нынче в Каргасокском районе. Один из них – совсем маленький ребенок. И подавляющее количество несчастных случаев на воде происходит с людьми под воздействием спиртного. И как тут уследишь и проведешь профилактическую беседу, если, как это случилось, пришла парочка ночью на берег в районе Рыбозавода. Выпили бутылку «Кавказа» и полезли в воду – купаться. Девушку затянуло под баржу… А вот четверым утопающим повезло больше. Они перевернулись на «Казанке» в районе Кашинского острова, зацепились за куст посреди огромного разлива. Ни единого островка суши вокруг, вода ледяная – весной дело было. Как-то умудрились высушить сотовый телефон, которого едва «хватило» на короткий звонок в милицию: тонем, мол, находимся там-то и там-то. Продержались они в воде больше четырех часов. Еще бы немного, и… Их успели спасти работники ГИМС, которых потом сам начальник управления МЧС по Томской области наградил почетной грамотой «За спасение утопающих»…


Просмотров: 298